Сохранить нельзя продать: ипотечное жильё при банкротстве теперь останется у должника — новый закон
23 июля Госдума приняла закон, согласно которому за долги по ипотеке квартиру должника не продадут. Но есть условие – ипотечная недвижимость должна быть единственным жильём для заёмщика.
Вместо реализации квартиры должник сможет заключить мировое соглашение или реструктурировать задолженность. Если должник прибегнет к первому способу, но другие кредиторы не согласятся на мировое соглашение, его всё равно можно будет заключить с банком, который выдал ипотеку. Даже если финуправляющий не согласен идти на мировое соглашение, его мнение можно будет проигнорировать.
Ранее вопрос реализации ипотечного жилья стоял особенно остро: у человека могло не быть никакого другого имущества, и после банкротства он лишался последнего — дома. Закон никак не регулировал этот аспект – можно ли продать жильё и есть ли альтернативы. Кредиторы шли самым простым путём, не думая о должнике.
В 2021 году произошёл первый судебный прецедент, помогающий должнику сохранить ипотечную квартиру за собой. Конституционный суд удовлетворил требование пары, которая обанкротилась, и выделил им 3,8 млн руб. из конкурсной массы на приобретение новой недвижимости.
Ранее в законе не было четких правил, которые защищают людей, теряющих единственное жилье, а также гарантий на жилищные права, что противоречит Конституции. Именно поэтому потребовалось внести существенные изменения в законодательство.